Не для всех, кто хотел бы заниматься инвестированием, очевидно, что акции компаний — это не бесконечный ресурс. Спрос на акции всегда превышает предложение — то есть желающих приобрести ценные бумаги всегда больше, чем ресурсов компании на продажу. По этой причине практически невозможно добиться полного удовлетворения заявки на покупку активов — одобряется какой-то процент от изначально запрошенной суммы. Этот процент и называется аллокацией.
Что такое аллокация в IPO: термин простыми словами
Аллокация в IPO — это тоже определённый процент удовлетворения заявки, но при первичном размещении акций эмитентом. Иными словами, аллокация для каждого отдельно взятого инвестора в таком случае означает процентное количество акций, которое ему удалось получить с заявки.
Процент может быть разным, так как зависит от множества факторов. Решение о том, сколько в среднем акций получит инвестор, полностью принимается эмитентом — в зависимости от того, насколько возможно удовлетворить спрос.
Основные факторы:
📌сумма, которую инвестор хочет вложить (если спрос высокий, то чем больше запрос, тем меньше по статистике будет аллокация);
📌спрос — эмитенту выгодно, чтобы инвесторов было больше (это помогает рассредоточить риски);
📌ситуация на рынке (ввиду некоторых обстоятельств компания может активнее распродавать акции в первый раз, или, напротив, придержать активы).
Получить стопроцентную или даже близкую к этому показателю аллокацию в IPO не получится — при первичном размещении интерес к активам компании очень высокий. Кроме того, такое поведение со стороны эмитента неразумно.
Как происходит аллокация в IPO
У каждой компании есть собственная стратегия распределения активов между инвесторами при первом размещении. К сожалению, данный вопрос никак не регулируется законодательством — компании могут проводить распределение так, как считают нужным.
Это усложняет возможность получения ценных активов для начинающих или просто не приближённых к руководству компании инвесторов. Тем не менее, получить небольшую часть акций, а затем постепенно увеличивать их количество при последующих размещениях может любой — при условии наличия средств.
Если компания не занимается распределением только по числу приближённых, заранее отобранных инвесторов, то обычно придерживается определённой стратегии продажи акций. Чаще всего большую часть активов (до 50%), предназначенных для продажи, отдают крупным инвесторам — это делается для получения гарантированных, быстрых и больших вложений.
Правильно рассчитываем аллокацию
Так как аллокация — это определённый процент удовлетворения заявки, для её получения необходимо воспользоваться методом процентного соотношения. Для простоты счёта будут использоваться круглые суммы, хотя на деле они могут быть любыми — на ваше усмотрение.
Допустим, инвестор хочет вложиться в акции компании и выделил для этого какую-то часть своих сбережений — пусть это будет 10 000 $. Он готов купить активы на эту сумму, но всё, что он может — просто подать заявку, перевести средства (с обязательствами возврата в случае отказа) и ожидать.
Через какое-то время — когда торги первого размещения будут закончены, инвестор получит ответ от эмитента. В ответе будет указано, на сколько процентов его заявка была удовлетворена и была ли удовлетворена вообще. Случаи отказов тоже бывают — например, если инвестор подал заявку слишком поздно и оказался не в приоритете среди группы вкладчиков с примерно такими же суммами.
Например, в ответе было примерно следующее — «ваш запрос удовлетворён на 20%». Эти 20% необходимо высчитывать от суммы, которую инвестор подавал в заявке как 100% — в данном конкретном случае это 10 000 $. Всё, что остаётся инвестору, чтобы подсчитать свои активы — найти 20% от 10 000, это 2000 $. Аналогичным образом высчитываются и любые другие показатели аллокации.
Практика продажи акций до начала торгов
Чем перспективнее активы компании, тем больше спрос — на самые привлекательные предложения инвесторы собираются ещё до начала торга. Компаниям крайне выгоден такой интерес — так можно укрепить свои позиции на рынке и привлечь новые инвестиции в будущем.
Принцип продажи акций ещё до открытия торга прост — эмитент запускает «рекламную кампанию» и ожидает предложений. Удовлетворяются они, так как и при IPO, не в полном объёме. Всё дело в том, что важна не только аллокация, как факт, но и данные по ней.
От чего зависит аллокация и как повысить свои шансы получить больше активов
На самом деле от инвестора в этом процессе ничего не зависит — только компания-эмитент (её управляющие лица) могут решать, как, в каком количестве и процентном соотношении будут распределяться активы. Например, если вы подали заявку на 50 000 — то есть хотите приобрести акции на все эти средства, вам могут удовлетворить как 50 000 (очень маловероятно), так и 25 000 и даже 1000. Остальные деньги вы получите обратно в полном объёме.
Но всё же есть несколько способов получить возможность выкупить как можно больше акций по заявке:
- Поспешите с заявкой. У тех инвесторов, что попробовали выкупить акции раньше, есть преимущество. Чем быстрее вы оформите своё предложение эмитенту, тем больше шанс того, что ваши конкуренты не успеют.
- Делайте разумные предложения. Если впервые размещает акции небольшая компания, не стоит пытаться выкупить всё, что у них есть — продавать всё одному инвестору неразумно и мало кто так поступает. Оформляйте заявку в примерном соответствии с показателями капитализации компании.
- Узнайте больше о компании. Если вы потратите немного времени на изучение информации о новом эмитенте на рынке (а такая точно есть), то получите преимущество. Можно узнать политику компании относительно инвестиций и «достроить» на её основе примерную модель поведения на бирже.
Зачем компании делают всё возможное, чтобы получить показатели по аллокации
Хорошие показатели отражают, насколько велик спрос на акции компании. Чем он выше, тем больше вероятность, что удастся привлечь новых инвесторов как на старте распределения активов, так и в будущем. Эмитенту выгодно, чтобы на рынке и в средствах массовой информации, которая освещает события на нём, его предложение к вкладчикам выглядело максимально привлекательным — в этом очень помогает высокий спрос на активы.
Результаты по IPO сразу же попадают в инфополе биржи, после чего инвесторы, не участвующие в первых закупках акций, могут сделать для себя выводы — стоит ли вкладываться, насколько стабильно держится прирост инвестиционных вложений и будет ли расти стоимость активов на фоне их востребованности.
Ещё одна причина — освещение в профильной прессе. Если первое размещение вызывает умеренный интерес, то пресса не будет обращать на это внимание, разве что в стандартной сводке. А если создать ажиотаж, то запустится «пиар-кампания» для эмитента, за которую не нужно платить или отвечать.
Средний размер аллокации IPO у российских брокеров по итогам 2020 года
В среднем российский рынок активов может предложить среднюю аллокацию примерно в 20%, но в частных случаях процент будет зависеть от того, с какой конкретно компанией инвестор решает сотрудничать. Разброс достаточно большой — от незначительных 5% до 30-40%.
Российские компании с лучшими показателями на рынке:
➡QBF (финансовая группа). Предлагает лучший процент по аллокации — минимум 30%, а максимум — 45%. На данный момент это лучшее по надёжности предложение, которое можно получить в РФ. Группа известна тем, что к инвесторам не выставляется особых условий, влияющих на аллокацию — все заявки удовлетворяются примерно одинаково.
➡Freedom Finance. Более скромный результат — 15%, но не менее стабильный. Для достижения данного показателя аллокации инвестору придётся использовать и другие продукты от брокера.
➡ВТБ Капитал, Атон, Альфа, Тинькофф Инвестиции и прочие. Большинство других компаний могут предложить только 5% по аллокации или даже меньше.
Важно помнить, что аллокация зависит от множества факторов. Не рекомендуется выбирать брокера бездумно, просто по среднему проценту удовлетворения заявки.
Подводные камни аллокации на IPO
Как и всё на бирже, аллокация имеет как плюсы, так и минусы. Если с плюсами всё более-менее понятно, то минусы стоит внимательно рассмотреть не только начинающим инвесторам, но и вполне опытным — это поможет более разумно распределять финансы для покупки разнообразных активов.
Большие риски
Инвестирование — вообще довольно рискованный способ заработка в сравнении со всеми остальными — здесь нормальны ситуации, когда из-за колебаний на бирже можно потерять или приобрести большие суммы за несколько секунд. Но участие в торгах IPO чуть более опасно, чем в любых других.
Дело в том, что на первом размещении надёжность компании, её политика в отношении инвесторов и другие важные вещи выяснены только на уровне аналитики и допущений. Акции могут быть обрушены буквально на следующей неделе по причине множества факторов — и точно так же могут вырасти вдвое, втрое.
Отличия с западными рынками
Российские инвесторы не представляют, насколько простые и лояльные условия предоставлены для инвестиций в России в сравнении с теми же США. В Америке требования к инвесторам очень строгие — нельзя вносить маленькие суммы, нельзя продавать акции первые три месяца, нельзя подавать заявки, если нет внушительного капитала. Сплошные запреты.
Если вы планируете переходить с российского рынка на тот же американский в будущем, внимательно изучите данные различия, чтобы не оказаться в ситуации, где на ваш заработок влияет множество неожиданных трудностей.