Что такое чистая рентабельность и как она рассчитывается

превью

Рентабельность — один из главных показателей в бизнесе. Он позволяет определить, насколько эффективно используется сырье, финансовые ресурсы, материальные и нематериальные активы, акции. Данный коэффициент используют в различных целях, преимущественно для прогнозирования прибыли компании, доходности по акциям, анализа конкурентоспособности.

показатели

Что такое рентабельность, какой она бывает

Существует несколько видов показателей: ROA, RCA, ROS, ROFA, ROE, ROI. Если говорить в общем, то цифра, которую вы получите на выходе, покажет вам доходность или убыточность акций/инвестиций за определенный промежуток времени. Результат выражается в процентах и высчитывается относительно изначально инвестированной суммы.

Показатель эффективности может быть положительным или отрицательным. До тех пор, пока общий доход не превысит общую сумму инвестиций, коэффициент будет отрицательным. После преодоления порога рентабельности (другое название — точка безубыточности), рассчитываемый объект начинает уходить «в плюс» и приносить чистый доход, следовательно, коэффициент рентабельности уже будет расти в положительную сторону.

чистая рентабельность

Как уже ранее было рассмотрено, существует шесть основных показателей, каждый из которых распространяется на отдельную группу вложений: активы, продажи, оборотные активы, капиталы, производственные фонды, инвестиции. Рассмотрим каждую группу и их логическое продолжение в виде производства более подробно.

ROA — доходность активов

Показатель ROA используют для анализа эффективности использования материальных активов компании. Сюда включены производственные помещения, точки продаж, используемое оборудование, материалы, финансовые активы компании. Для расчета отношения доходов к стоимости активов за определенный промежуток времени используется следующая формула:

ROA=(доход за время работы/стоимость активов за время работы)х100%

Соответственно, чем выше этот коэффициент, тем эффективнее предприятие использует свои ресурсы. Позднее мы рассмотрим, как улучшить показатель эффективности, а также увеличить потенциальный доход бизнеса.

RCA — доходность оборотных активов

Данный коэффициент также рассчитывает эффективность, но уже не всех материальных активов, а только финансов. Результат позволит оценить количество прибыли по отношению к каждому вложенному в активы рублю. Расчет осуществляется по следующей формуле:

RCA=(чистая полученная прибыль за время/оборотный капитал компании за время)х100%

ROS — рентабельность продаж

Коэффициент ROS покажет вам отношение чистой прибыли к полученной выручке. В качестве первой величины уравнения можно использовать не только чистый доход, но и валовый (до уплаты налогов). В таком случае, вы определите коэффициент операционной прибыли с продаж. Формула выглядит следующим образом:

ROS=(чистая или валовая прибыль/полученная выручка)х100%

ROFA — доходность ключевых производственных фондов

К основным производственным фондам относятся долговременные нефинансовые активы — это может быть оборудование, помещения, лицензии на программное обеспечение, а также, любые другие агрегаты, которые используются для производства чего-либо. Показатель эффективности ROFA высчитывается по следующей формуле:

ROFA=(чистый доход/стоимость основных производственных фондов)х100%

расчет

ROE — рентабельность капитала

Показатель ROE демонстрирует доходность бизнеса по отношению к первоначальным инвестициям. За основу берется уставный или акционерский капитал предприятия. Коэффициент рассчитывается по формуле:

ROE=(прибыль/капитал)х100%

Стоит также отметить, что данный коэффициент — один из основополагающих при продаже бизнеса, следовательно потенциальный покупатель обратит особое внимание на него.

ROI — эффективность инвестиций

Показатель доходности ROI похож на ROE, но используется для анализа любых видов вложений, включая биржевые инструменты, приобретение ценных бумаг, акций. Формула выглядит следующим образом:

ROI=(прибыль/цена инвестиций)х100%

Рентабельность производства

Помимо большого количества показателей для расчета эффективности вложенных средств существует обобщенная формула для определения доходности производства. Она представляет собой соотношение чистой прибыли к оборотным средствам:

Рентабельность производства=прибыль/(стоимость основных фондов+стоимость оборотных активов)х100%

Предприятия прибегают к использованию данной формулы для анализа эффективности каждого участка линии производства по отдельности.

предприятия

Рентабельность проекта

Коэффициент доходности проекта позволит оценить эффективность инвестиций в новое дело/обновление. Его используют не только основатели бизнеса, но и инвесторы, анализируя риски инвестиций в проект:

Рентабельность проекта=итоговая стоимость бизнеса/объем вложений

Как повысить рентабельность

Несмотря на кажущуюся простоту рассмотренных ранее формул, эффективность является очень сложным показателем, который складывается из большого количества факторов. Некоторые из них являются внешними: это спрос, конкуренция, экономическая ситуация в стране, различные санкции. Повлиять на них невозможно, зато можно улучшить коэффициенты с помощью внутренних факторов: сюда относится логистика, эффективность маркетинга, репутация, компетентность сотрудников, техническое обеспечение. Повышая качество товара, скорость производства и маркетинг вы добьетесь больших продаж, а следовательно, повышения стоимости всего бизнеса.

Недельная прибыль