Этапы государственного регулирования рынка ценных бумаг

ценные бумаги

Основная задача регулирования рынка ценных бумаг (РНБ) — это формирование благоприятных и справедливых условий для ценообразования эмитируемых облигаций, акций, а также предоставление равносильного доступа к инструментам торговли всем его участникам. Все это в сумме позволяет государству получить дополнительный приток капитала на развитие внутренней экономики, а также стимулировать рост стоимости активов компаний любого сектора: как большого, так малого бизнеса.

рынок ценных бумаг

Основные этапы регулирования

Можно сформировать следующие основные этапы регулирования РНБ:

🔸Формирование ответственного органа, выполняющего контроль эмиссии и перехода прав пользования ценными бумагами.

🔸Формирование правовой базы, которой обязаны будут подчиняться все участники РНБ: как эмитенты, так и покупатели. Косвенно законы защищают также права спекулянтов и непосредственно держателей ключевого пакета активов каждой из компаний.

🔸Контроль за исполнение взятых на себя обязательств всеми участниками РНБ.

🔸Разработка и внедрение системы санкций, а также иных инструментов, позволяющих предотвращать противоправные действия как со стороны внутренних регуляторов, так и непосредственных участников рынка ценных бумаг.

🔸Организация комиссии или органа, который отвечает за проверку юридических лиц и инвесторов перед предоставлением доступа к РНБ. Также на этом этапе выполняется информирование, обучение, разъяснение правил взаимодействия с предоставленными инструментами.

🔸Создание органа, занимающегося разрешением спорных ситуаций, возникающих между участниками рынка ценных бумаг.

Вариации регулирования

Условно разделяют государственное регулирование рынка ценных бумаг, а также внутреннее. В первом случае формируется ведомственный орган, который разрабатывает базовые правила работы РНБ.

Внутреннее регулирование — это создание нормативной базы самого предприятия (юридического лица), по которой будет выполняться эмиссия ценных бумаг, контроль за их распределением и соблюдением прав держателей.

В данном случае государство создает только условия, которым будут следовать компании. А какой именно алгоритм будет использовать предприятие — остается на их выбор.

ценные бумаги

Также условно правовое регулирование РНБ разделяют на:

🔹Прямое. Это список законных требований, которым обязательно должен подчиняться каждый участник РНБ независимо от того, является он эмитентом, реестродержателем или непосредственно инвестором. Сюда же входит определение алгоритма, по которому выполняется аттестация, проверка компаний, и правила соблюдения гласности.

🔹Косвенное. Это разработка правил, которые будут использоваться при расчете ставок, комиссий. Сюда же включена правовая база налогообложения. Ведь основная задача государства — это наращивание финансовой массы в средне РНБ, из которой бюджет получит дополнительные отчисления на развитие общей инфраструктуры (и рынка ценных бумаг, в частности).

Какие роли может брать на себя государство

Нужно понимать, что государственное регулирование рынка — это не только функции надзора. Государство также может выступать в качестве:

Эмитента. Это те ситуации, когда государство распределяет активы государственных компаний и предоставляет возможность их приобрести остальным участникам рынка.

Инвестора. В этом случае государство привлекает финансы для развития РНБ, а также отдельных его участников.

Регулятора. То есть занимается рассмотрением новых законов, их утверждением, модернизацией и оптимизацией под текущие реалии рынка ценных бумаг. Большую часть задач в этом направлении берет на себя Министерство экономического развития.

Профессионального участника на бирже. Сейчас во всех развитых странах обязательно имеется государственная компания, зарабатывающая за счет спекуляции сторонними (включая частными) активами, а также удерживающая их для получения дохода.

Арбитра. То есть занимается разрешением споров с соблюдением текущей законодательной базы нормативов.

Саморегулируемые организации

В любом государстве для регулирования РНБ созданы следующие органы:

Служба по финансовым рынкам (ФСФР). Являлся частью исполнительной власти, то есть выполняет надзор за всеми участниками рынка ценных бумаг и занимается решением спорных ситуаций.

Центробанк. Берет на себя обязательства по финансовому регулированию, но только в отношении банков и финансовых компаний, чья деятельность требует обязательного лицензирования.

СБР. Аппарат, который занимается разработкой правил аттестации, выдачи лицензий и допусков к РНБ как для юридических лиц, так и инвесторов (независимо от того, кто их представляет). Этот же орган формирует правила для допуска ко внутреннему рынку внешних участников, то есть из других стран.

Но сейчас также все профессиональные участники рынка обязаны входить в состав саморегулирующихся организаций. Это различные профессиональные союзы, общественные открытые компании, ассоциации. Не имеют правовых полномочий по разрешению конфликтов или установлению базовых правил работы рынка ценных бумаг. Их задача — это поддержание заданных стандартов, разработка правил обучения, занятие коллективным предпринимательством (запрета на групповую торговлю в РФ, как и в большинстве других странах с РНБ — нет), соблюдение прав инвесторов.

Также СРО имеют право публиковать открытые предложения к другим государственным органам, принимающих непосредственное участие в работе рынка ценных бумаг. В большинстве случаев именно с них в дальнейшем и формируется новая законодательная база.

Но нужно учесть, что каждая СРО обязательно должна быть зарегистрирована. То есть для этого проводится общее собрание, определяется список участников, которые будут включены в организацию первоначально, формируются правила для добавления новых членов. А созданный проект — регистрируется через государственного регулятора.

Какими правами наделяют СРО? Они имеют право участвовать во всех открытых слушаниях и рассмотрениях новых законов, вносить к ним свои предложения. Четко сформированного механизма взаимодействия со СРО со стороны государстве нет, так что перечень их функций в дальнейшем может расширяться. Единственное ограничение — это отсутствие коммерческой основы. СРО не должно выступать в качестве предприятия или отдельного юридического лица.

признаки

Законодательная база регулирования

Основной ГОС законодательной базы в работе рынка ценных бумаг в РФ являются следующие законопроекты:

🔸ФЗ «об АО»;

🔸ФЗ «об РЦБ»;

🔸ФЗ №48, 136, 102, 152, 156.

А дополняется все это Гражданским кодексом, который задействуется для решения спорных и конфликтных ситуаций между участниками рынка ценных бумаг.

Но помимо перечисленных законопроектов также задействуется целый набор указов и распоряжений, издаваемых основными регуляторами (ФСФР, Центробанк и так далее). Их, как правило, издают при наступлении критических ситуаций с целью недопущения обвала, девальвации, снижения эффективности РНБ.

Итого, в РФ разработан четкий алгоритм регулирования рынка ценных бумаг, благодаря которому удалось сформировать благоприятные условия для привлечения новых профессиональных участников к торговле. Также это позволило упростить правила для эмиссии торгующихся активов.

Сейчас доступ к бирже имеют практически все предприятия, независимо от сферы их деятельности, размера уставного капитала. И если верить официальной статистике Минфина, то сейчас среднегодовой суммарный оборот активов в этой сфере превышает 37 миллиардов долларов. И в дополнение к этому наблюдаются дальнейшие тенденции к росту.

Недельная прибыль